Бюджет МВД – тайна расходования денег приоткрывается

20 марта 2013

МВД затратило на переименование милиции в полицию – 1,125 миллиарда рублей. Закономерно возник вопрос о том, каков же в целом бюджет этого ведомства.

В Интернете можно найти такие сведения. Традиционно Министерство внутренних дел занимает лидирующие позиции по финансированию наряду с Министерством обороны (1,36 трлн) и в 2013 году получит около 1,1 трлн рублей, что примерно в 100 раз больше, чем программы жилищного строительства, и в 40 раз больше, чем образования (!). По сравнению с прошлым годом цифры не поменялись, а вот в 2011 году министерство довольствовалось 536,4 миллиарда рублей (по данным финансово-экономического департамента МВД).

Эксперты отмечают, что подобное положение дел, когда силовой сектор и «оборонка» намного опережают по финансированию другие сферы, является традиционным для нашей страны. «Нарастание силовых бюджетов в целом достаточно привычно, давно уже аналитики не пытаются это анализировать. Сейчас наблюдается рост расходов как на оборонный сектор, так и на МВД — каких-то объективных причин для сверхфинансирования последнего ведомства искать не стоит, это не связано с протестными настроениями или стремлением правительства удержать власть», — уверен политолог Михаил Виноградов.

В то же время аналитики бьют тревогу: отследить объем реально затрачиваемых на Минобороны и МВД средств не представляется возможным. По мнению Александра Батушанского, гендиректора Консалтинговой группы «Решение», это можно объяснить сложившимися отношениями между силовым блоком и действующей властью. «Существующая конфигурация власти такова, что силовики играют в ней значительную роль, власть опирается и на эти структуры, хорошо их финансирует. В бюджете заложены также расходы Минфина, которые идут в том числе и по статьям секретным, которые также могут касаться «оборонки» и МВД и подпадать под понятие гостайны. Об объемах этих средств можно только догадываться», — предупреждает эксперт.

В принципе, на сайте Министерства внутренних дел РФ опубликовано сообщение о том, как были потрачены бюджетные деньги в 2012 году. Достаточно подробно описаны статьи расходов, и заявлено, что «освоение средств федерального бюджета МВД России на 2012 год составило 99,9%. Неиспользованные бюджетные средства возвращены в федеральный бюджет в установленном порядке». Но смущает такая строка в релизе «…и другие текущие расходы органов внутренних дел и внутренних войск». Что же это за расходы такие?

Как отмечают эксперты, засекречивание, в особенности данных о государственных органах и их деятельности, было свойственно государству эпохи СССР. В начале 1990-х годов в этой сфере произошли некоторые положительные сдвиги, однако в 2000-е традиции секретности в значительной степени вернулись.

Интересное решение проблемы закрытости данных, в частности, о деятельности российской полиции, нашли в Комитете гражданских инициатив (КГИ). Его глава Алексей Кудрин недавно представил свой проект «Открытая полиция». Рассказывая журналистам о сути проекта, Кудрин отметил, что открытость государственных органов помогает преодолевать различные формы неравенства. В частности, российской полиции сегодня не хватает открытости в публикации статистических данных о ее работе, а также публичности в ее деятельности, считает политик.

Глава КГИ обратил внимание, что, в связи с тем, что сегодня каждое министерство получает свой лимит средств примерно на три года вперед, именно министр становится ключевой фигурой, которая распределяет эти средства по приоритетам: он может закупить больше автомобилей, а может открыть сайт или повысить зарплату сотрудникам. Между тем, МВД до 2020 года из бюджета выделено больше 100 млрд рублей на дооснащение. Понятно, что не только общественность, но и политическое руководство страны весьма заинтересованы в том, чтобы знать, как будет распределена такая внушительная сумма.

Руководитель проекта, член Комитета гражданских инициатив и директор некоммерческого партнерства «Информационная культура» Иван Бегтин заявил, что министерство внутренних дел России сегодня предоставляет очень мало сведений о финансировании своей работы и закупках. При попытках ознакомится с такой информацией «всегда возникает проблема с тем, что на нее не даются ссылки, либо она предстает в неудобном виде, либо отсутствует в принципе», — заметил он.
Бегтин также рассказал, что Концепция информационной открытости полиции, представленная на суд общественности, предполагает значительно большую открытость органов внутренних дел, чем сегодня. В Концепции это обосновывается тем, что «МВД России является одним из крупнейших органов власти, как по бюджету, так и по количеству сотрудников». В связи с этим в документе говорится о том, что данные о бюджете МВД на федеральном уровне и о бюджетах УВД регионов «должны быть доступны для всех граждан без требований по предварительной регистрации или иных ограничений».

В этом плане обнадеживает заявление Кудрина о том, что нынешний глава МВД не является противником того, чтобы сделать свое ведомство более открытым, в том числе, и в сфере его финансирования. Глава КГИ подчеркнул, что сегодня в целом имеется политическая воля к большей информационной открытости полиции, и эта воля «исходит, в том числе, и от министра внутренних дел» Владимира Колокольцева.

«Каждый гражданин имеет право знать и быть уверенным, что решение, принимаемое официальными лицами, лучшее из возможных», — считает Кудрин. Он напомнил, что «свобода доступа к информации, гражданский контроль государственного управления, сегодня общемировая тенденция». «Именно открытость позволит гражданам быть включенными в государственную иерархию и влиять на принятие государственных решений и контролировать их», — уверен Кудрин. Редакция журнала по мере своих сил будет участвовать своими публикациями в благородном деле обеспечения «свободы доступа к информации».

Марина Петрова, кандидат психологических наук, доцент
Источник: http://www.lawinrussia.ru/node/251716