Открытая полиция

10 ноября 2011

10 ноября российские полицейские впервые отмечают свой профессиональный праздник, который после реформы ведомства стал называться Днем сотрудника органов внутренних дел. Эксперт по открытым данным Иван Бегтин предлагает обсудить проблему раскрытия данных полицией.

В связи с днем сотрудников правоохранительных органов самое время написать манифест по тому, каким должно быть раскрытие данных полицией и как устроена открытость этой структур. Хотя бы отчасти.
1. Должна публиковаться статистика преступления с детализацией до вида преступления, отделения полиции и месяца.
С задержкой публикации не более чем в 30 дней - то есть статистику за сентябрь должны публиковать, максимум, в начале ноября (и с разбивкой по видам преступлений).
Статистика должна быть доступна в машиночитаемом виде и никаком ином. Любые публикации статистических данных в виде презентаций, графиков, сканов документов или сверхагрегированной информации необходимо трактовать исключительно как усилия по ее сокрытию. Графики мы построим сами, на карту мы также наложим сами, нам нужны только данные и ничего, кроме данных.
2. Через некоторое время эти данные должны быть еще более детализированы и содержать обезличенное раскрытие информации по каждому преступлению
(вместо точной даты - указание до дня, вместо точных геокоординат - с детализацией до улиц). Если о каких-либо преступлениях данные не раскрываются как «социально небезопасные», то должна раскрываться статистика по общему числу неопубликованных преступлений.
3. Должны публиковаться доходы руководителей.
Не декларацией, а сколько они получили за месяц/квартал/год по ведомости и существенные расходы за год. Любая жалоба гражданина на несоответствие доходов полицейского расходам должна приводить к внутренним проверкам и отстранению полицейского от службы. Никаких штрафов – только отстранение.
4. По резонансным преступлениям и преступникам должна быть полная общедоступная и машиночитаемая история.
С начала дела, со всеми документами и до приговора. А также - был ли преступник освобожден по УДО, ближайшее время рассмотрения заявления на УДО и другая информация.
5. Данные полиции должны быть открытыми.
По участковым, по контактам отделений, по всем нормативным документам, по бюджету и контрактам. Данные должны быть машиночитаемыми и пригодными для последующей самостоятельной аналитики любым желающим.
6. Все нормативные документы должны проходить публичную экспертизу.
Публичность подразумевает не только возможность отправки замечаний на документ, но и публичность этих замечаний, публичность ответов ответственных сотрудников, публичность отчета о всех собранных и примененных замечаниях. Здесь должна использоваться та же практика, что и при обсуждении законопроектов у правительства и президента.
7. Должна быть регламентирована непубличная часть деятельности полиции.
 
Если у МВД есть какие-либо непубличные документы, в обязательном порядке должны публиковаться их перечни, включая дату принятия, название документа, обоснование его закрытости. Журналисты должны иметь возможность запрашивать данные документы у МВД. Отсутствие документа в открытом доступе или в публичном перечне закрытых документов должно толковаться как административное правонарушение.